Стоит ли поощрять или наказывать ребёнка деньгами
Взрослые в последнее время полюбили мотивировать подрастающее поколение звонкими монетами, оплачивая учёбу и домашнюю работу. Специалисты не приветствуют подобный метод воспитания, поскольку детско-родительские отношения плавно переходят в товарно-денежные. Лучше другими способами объяснить простую вещь: хлопоты по дому – обязанность каждого члена семьи, их вклад в общее дело.
За хорошие отметки тоже не стоит платить. Исследования зарубежных психологов показывают, что материальное вознаграждение не стимулирует ребёнка к дальнейшим учебных успехам, скорее наоборот. Хотя возможен вариант, когда родители делают дорогие (как в денежном, так и в эмоциональном плане) подарки за определённые выдающиеся результаты. Например, за поступление в университет или за победу на конкурсе.
Наказывать деньгами тоже не нужно, особенно если причина наказания – плохая учёба. Если вы всё же вынуждены уменьшить денежное довольствие за грубость, недопустимое поведение, обязательно заблаговременно предупредите об этом подростка. А сокращение доходов возможно лишь после повторного проступка.
Первые карманные деньги
Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.
На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.
Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.
Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги
Что важно помнить в этот период?
- Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
- Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
- Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
- Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.
Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.
Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок
Возраст, когда уже можно давать карманные деньги
Интересоваться блестящими монетками и их накопительством малыш может начать очень рано. Другой вопрос, когда он действительно дорастет до серьезных отношений с деньгами. С точки зрения психологии не стоит ожидать от детей осознанности в этой сфере раньше 7–9 лет. Конечно, все развиваются по-разному, и кому-то правила «игры» могут быть понятны даже в шесть, но это, скорее, исключение. Обычно детский мозг дозревает до нужного уровня понимания приблизительно к младшему школьному возрасту – когда в школьной столовой ребенку захочется купить булочку к стандартному обеду.
Родители или другие родственники могут дарить деньги дошкольнику, но это будет больше игрой, чем реальным обучением финансовой грамотности, которая и является конечной целью выдачи карманных денег (а вовсе не желание ребенка купить себе чипсы или новый телефон).
Итак, если вы считаете, что ваш малыш созрел до кошелька, еще раз трезво оцените способности ребенка, задав себе следующие вопросы:
- умеет ли ребенок считать (желательно в уме);
- понимает ли он смысл денег;
- готов ли нести ответственность за свои поступки и решения;
- достаточно ли он самостоятелен, чтобы справиться с процедурой оплаты.
Если хотя бы один из этих пунктов вызывает у вас сомнения, возможно, стоит еще немного подождать с началом эпохи карманных денег и потренироваться на небольших эпизодических суммах во время совместного похода в магазин. Или начать с объяснения, что значит копить (например, на любимую игрушку). Деньги в копилку можно давать не постоянно, а периодически – так ребенок научится удерживаться от импульсивного желания потратить все сразу.
Лучше всего, если выдачу карманных денег вы превратите для ребенка в своего рода инициацию в «почти взрослую» жизнь. В идеале следует дополнить этот шаг введением новых (например, домашних) дел: ведь, помимо прав, во взрослой жизни у человека есть и обязательства.
Карманные деньги
Как помочь ребенку повзрослеть
Это основа для обучения финансовой грамотности. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должен получать их регулярно (как зарплату). Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «придешь поздно — денег не получишь», или «выучи уроки — дам тебе больше денег». Также не стоит ругать за неоправданные, по вашему мнению, траты. Ребенок может истратить все деньги на развлечения, а потом сидеть дома весь месяц из-за отсутствия финансов. Но как раз такие ситуации послужат ему уроком, он будет учиться тратить деньги разумно.
У ребенка есть траты, без которых нельзя обойтись, — обеды, проездной, мобильная связь. Не стоит сразу же взваливать на ребенка ответственность за это. Иначе вы можете поставить себя в неудобное положение: например, ребенок потратил карманные деньги, и теперь не обедает в школе. Что сделает родитель? Даст денег на обеды, но в этом случае ребенок и в следующий месяц может все потратить («мама все равно даст еще денег!»).
На первом этапе лучше регулярные траты взять на себя, а ребенку выдавать карманные деньги, которые он будет тратить по своему усмотрению. При этом вы договариваетесь, что развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с ребенком о правилах заранее и не забывайте их соблюдать.
Как обстоит дело с карманными расходами в других странах
Прежде чем искать ответы на самые важные вопросы, давайте обратимся к опыту европейских и американских родителей. К примеру, в Германии взрослым не нужно размышлять над тем, сколько денег выделить ребёнку. Аналог наших органов опеки и попечительства чётко определил суммы, которые стоит давать детям в зависимости от возраста. Так, пятилетнему малышу положена половина евро в неделю, а тинейджерам – уже до 45 полновесных европейских монет.
В Голландии государственные регулятора тоже составили рекомендации по выдаче денег на карманные расходы. Суммы не слишком сильно отличаются от германских: первоклассникам советуют выдавать не более двух евро в неделю, а подросткам тринадцати лет – до 20 евро уже в месяц. При этом денежные средства советуют давать в конкретный день и без каких-либо оговорок.
В Поднебесной нет уроков финансовой осведомлённости как таковых. Однако ещё в первых классах дети решают математические задачи про деньги. Что касается карманных расходов, то здесь у китайцев (впрочем, как и везде) имеется древняя традиция. Накануне Восточного Нового года мама с папой и старшее поколение дарят малышам красные конвертики с суммой, равной 20 долларам. Согласно легенде, подобные конвертики приносят детям успех в делах.
Многие тинейджеры в США трудятся на каникулах либо после школьных уроков, самостоятельно зарабатывая карманные деньги. Разновидности подработки и возраст, с которого начинают работать, закреплено в каждом штате на законодательном уровне. Так, в некоторых регионах на северо-востоке страны подростки могут подрабатывать уже с 12-летнего возраста. Если годовой заработок более 4000 долларов, то они должны заплатить налоги.
Обращению с деньгами и финансовой грамотности учат и в американских школах. Ученики посещают специализированные учебные центры, помогающие получать дополнительные знания о предпринимательстве, личном бюджете, профессиональном росте. А в начальной школе малыши играют с ненастоящими деньгами, участвуя в лотереях, распродажах и пр.
Какие навыки развивает получение карманных денег
Карманные деньги помогают ребенку освоить финансовую грамотность. Он учится:
- избегать необоснованных трат;
- достигать долгосрочных целей;
- формировать финансовую подушку безопасности;
- инвестировать.
Здесь важен личный пример родителей. Если они не контролируют свои расходы, не умеют планировать свой и совместный бюджет, то карманные деньги вряд ли помогут ребенку научиться финансовой грамотности.
Привлекайте ребенка к распределению бюджета. Не стоит говорить ему, что желаемая вещь слишком дорогая, лучше объясните ему, как можно на нее накопить. Объясните дошкольнику, откуда в семье берутся деньги — он с детства должен понимать, что деньги не появляются из ниоткуда.
Объясните, что вы не можете покупать ему все, на что упадет его взгляд. Развивайте осознание ценности какой-либо вещи.
Практикуйте ситуационные карманные деньги. Объясните малышу, что можете ему прямо сейчас купить игрушку, которую он хочет, или он может отложить деньги в копилку на что-то большее.
Если вы инвестируете во что-то, вы можете объяснить ребенку, как это работает, и вложить накопленную им сумму во что-либо. Так вы научите ребенка долгосрочному инвестированию.
Не давайте ребенку дополнительные средства, если он потратил деньги на неделю за один день. Это поможет ему сделать правильные выводы.
Не ругайте ребенка за ошибки, но и не поощряйте расточительство. Разберите с ним ошибки, чтобы он смог лучше планировать траты в будущем.
Давать ли детям деньги за помощь?
Этот вопрос актуален был как 10 лет назад, так и сегодня. Есть две категории родителей:
- те, которые считают, что это неправильно
- и те, кто одобряет такой способ поощрения ребенка
Давайте рассмотрим ту и другую ситуацию с разных сторон, и начнем, пожалуй, с преимуществ того, чтобы давать детям деньги за их помощь своим родителям:
- У детей будет стимул выполнить поручения и просьбы родителей быстро и хорошо
- Дети с детства поймут, что количество заработанных средств будет зависеть от того, сколько они будут работать и как
- родителям легче заплатить своему ребенку за работу, чем просить о помощи кого-то другого
В принципе, аргументы достаточно весомые и обоснованные. Давайте рассмотрим другую сторону «медали»:
- Ребенок должен помогать своим близким и семье безвозмездно, не думая о том, сколько он получит денег, если:
- поможет своей бабушке донести до подъезда сумку
- поможет родителям посадить картошку
- поможет сестре убраться в комнате и т.д.
- Ребенок привыкает с детства, что ему платят за помощь, и когда у родителей не будет возможности платить, ребенок просто откажется им помогать. С детства родители должны воспитывать в ребенке:
- доброту
- отзывчивость
- желание помогать людям безвозмездно
Давать ребенку деньги нужно, но точно не за помощь своим близким.
Ребенку с детства необходимо объяснять, что семья – это самое главное, что есть у него в жизни. Многие родители дают небольшую сумму своим детям на карманные расходы, объясняя это тем, что в семье все хлопоты совместные, как и деньги. Такой вариант воспитания имеет место быть, тем более что его можно назвать эффективным.
Куда ребенок тратит деньги?
Этот вопрос мучает родителей больше всего, ведь они переживают, чтобы ребенок не покупал всякую ерунду и не делал небезопасные покупки.
Он может взять в долг, украсть, заработать. Причем, последний вариант, к сожалению, является самым маловероятным.
Если ребенка приучить экономить и копить деньги с раннего детства, это может помочь ему в будущем избежать приобретения ненужных товаров.
Детям, особенно в подростковом возрасте, всего и всегда мало, это касается и выделяемых им карманных средств. Стоит также отметить, что в таком возрасте дети очень часто преувеличивают, когда говорят о необходимых им суммах. При этом сдачи у них никогда не бывает, так что родители должны это учитывать, когда дают деньги ребенку.
Нужно понимать, что в подростковом возрасте для многих детей родители становятся либо менее авторитетными, либо вообще теряют свой авторитет и влияние на них. Именно по этой причине родители должны позаботиться о том, чтобы научить своего ребенка до подросткового периода правильно обращаться с деньгами, чтобы при потере над ними контроля, их деньги не стали средством для приобретения исключительно алкогольных и наркотических веществ.
Очень важно, чтобы родители пытались находить общий язык со своими детьми, особенно, в подростковом возрасте. Порой, бывает сложно донести ребенку, что:
- вещь с лейблом, которая стоит в 3 раза дороже обычной, не всегда смотрится и сидит лучше более дешевой вещи
- что на сэкономленные деньги можно купить что-то еще
- что семейный бюджет не «резиновый», и деньги имеют свойство заканчиваться
Когда объяснения не приносят никакого результата, обратите внимание на свои поступки, в таком случае только ими можно все это показать ребенку на жизненных примерах и ситуациях. Учите его с раннего детства:
- копить
- экономить
- думать, перед тем, как что-то покупать и влаживаться
Чтобы подытожить все вышесказанное, давайте выясним, от чего не должна зависеть сумма карманных денег:
- от того, какие отметки получает ребенок
- от того, как часто он помогает родителям
- от его поведения (бывают исключения)
- от настроения мамы или папы
Запомните, если вы решили выдавать своему ребенку карманные деньги, то периодичность и частота данной операции зависит от возраста. Дети воспринимают время немного по-другому, поэтому, чем меньше ребенок, тем чаще ему стоит выдавать деньги (но при этом, суммы будут маленькими и совсем незначительными):
- детям до 6 лет можно выдавать деньги каждый день (мелочью)
- школьникам раз — в 3-4 дня
- подросткам — раз в неделю
Важные правила:
- Не лишайте карманных денег ребенка в качестве наказани.я
- Если ребенок потерял деньги или же бесцельно растратил – не давайте ему «сверхурочно» еще денег. Такие послабления, ни к чему хорошему не приведут.
- Выдавайте ребенку деньги по мере возможности, не делайте выплаты регулярными, потому как при отсутствии у вас такой возможности ребенок просто вас не поймет.
Дети очень быстро привыкают ко всему, тем более, к хорошему
Не стоит выдавать ребенку деньги на автомате, старайтесь постоянно говорить с ним о том, как важно правильно тратить деньги. Только вы сможете найти подход к своему ребенку и повлиять на него и его решения
Давать карманные деньги своим детям или же, как можно дольше затягивать с этим — дело лично каждого. В статье мы рассмотрели все за и против, поэтому, проанализировав все вышесказанное, вы сможете самостоятельно сделать вывод и принять правильное, на ваш взгляд, решение.
Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы
Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить. Этим навыкам его смогут научить только родители. Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.
Преимущества:
- Развивают самостоятельность. При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
- Придают уверенность в себе. Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
- Формируют ответственность. С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
- Вырабатывают умение обращаться с деньгами. Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
- Карманные деньги могут пригодиться. В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.
Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.
Недостатки:
- Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
- Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
- Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
- Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска. Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.
Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь. К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.
Для чего карманные деньги детям?
Выделение ребенку в возрасте четырех-пяти лет определенной суммы помогает ему начать изучать ценность денег и управления ими. Получив свои финансы, дети учатся делать выбор в отношении расходов или сбережений.
Получение регулярных карманных денег может помочь им узнать преимущества экономии, научит их ждать того момента, когда они смогут накопить необходимую им сумму.
Карманные деньги также помогут детям узнать о последствиях их потери или неразумного расходования. Позволить своим детям сделать несколько ошибок — это важная часть процесса обучения.
Ребенка начинают учить сложению/вычитанию уже в старшей группе детского сада, не говоря уже про школу. Но как научиться определять, хватит имеющихся финансовых средств на покупку новой игрушки или только на пакетик чипсов, если не пересчитывать их в своем бумажнике?
Большая часть детских психологов рекомендует:
- Еженедельно давать карманные деньги еще в дошкольном возрасте. Маленькие дети еще не могут продумывать более длительные периоды времени.
- С десяти лет им можно уже ежемесячно выделять определенную сумму.
Крайне важно, чтобы дети регулярно получали финансы для собственных нужд. По мнению психологов, это не должно даже зависеть от поведения
Пусть в этот раз и не убрана детская комната, денежные средства должны быть предоставлены в заранее установленный день.
Получая их в определенный день, каждую неделю или месяц, дети готовятся к получению заработной платы в более позднем возрасте.
В крайнем случае, можно задержать выплату в качестве наказания за определенный проступок. Однако, забирать назад те деньги, которые уже дали, детские психологи не рекомендуют. Это может способствовать развитию чувства беспомощности и неуверенности у подрастающего поколения.
Давать ли ребенку карманные деньги?
Давайте рассмотрим некоторые рекомендации по этому вопросу, которые смогут помочь определиться с количеством карманных расходов вашего ребенка и надобностью их выдачи:
- В разных семьях — разные традиции и порядки, поэтому не стоит подстраиваться под каждого, но родители должны узнать, у многих ли друзей их ребенка есть карманные деньги. Очень часто дети страдают из-за того, что у них нет того, что есть у всех окружающих. Этот фактор также влияет на надобность выдачи личных денег ребенку.
- С какого возраста давать деньги своему отпрыску – решать родителю, и главным фактором в этом является целеустремленность и рациональность мышления малыша.
- Еще один положительный аспект состоит в том, что ребенок с детства учится обращаться с деньгами:
- думает, куда их лучше потратить
- задумывается о том, что можно накопить карманные деньги и купить что-то более существенное, чем жвачку, шоколадку и т.д.
- рассчитывает свои возможные затраты и т.д.
- Ребенок, в кармане которого есть свои личные средства, становится намного увереннее в себе, и это играет немаловажную роль в дальнейшей его судьбе. Дети в этом случае понимают, что они без помощи родителей могут самостоятельно решать:
- куда потратить эти деньги
- как с ними поступить
- и что лучше с ними сделать
- Есть вещи, которые родители отказываются покупать своему ребенку по той или иной причине, но наличие карманных денег у ребенка подтолкнет его на мысль, что можно накопить средства и приобрести желаемое. Это вырабатывает в ребенке:
- целеустремленность
- терпение
К огромному сожалению родителей, не всегда можно проследить, насколько правильно и рационально ваш ребенок тратит карманные деньги, которые вы решили ему выделить. Именно поэтому очень многие родители находятся в растерянности и не знают, стоит ли вообще давать деньги школьнику.
Чтобы избежать такого расточительства, родители могут:
- В игровой форме рассказать ребенку о том, что деньги нужно тратить с умом.
- Если это школьник, можно поговорить с ним по душам, рассказать истории о случаях, когда деньги тратились нецелесообразно, и к чему это привело и т.д.
- Класть карманные деньги на специальную детскую карту, которой ребенок спокойно сможет расплачиваться в различных супермаркетах и магазинах. В данном случае у родителей будет возможность отслеживать, куда именно тратит деньги их ребенок.
- Можно отправить малыша на курсы, главной целью которых является научить ребенка с раннего возраста правильно распоряжаться своими средствами.
- Приобрести специальную литературу для детей, в которой речь будет идти о деньгах и о правильном их распоряжении (это может быть красочная книга с интересными картинками и примерами, читать которую ребенку будет очень интересно). В таких книгах нередко ребенку предлагаются увлекательные игры и тесты, проводя которые, ребенок на подсознательном уровне учится обращаться с деньгами.
В некоторых семьях применяется следующая система выплат: когда ребенок попросит деньги на что-то, родители ему эти средства выделяют.
Очень многое зависит от самого ребенка:
- его характера
- поведения
- способности доказывать свою правоту
Суммы, которые могут выдаваться ребенку будут зависеть от:
- уровня жизни семьи
- решения родителей
- потребностей ребенка
Планирование бюджета
Бюджет — это оценка будущих доходов и трат. Хороший бюджет основывается на реалистичных прогнозах. Подросток может начать с определения того, сколько он получает (карманные деньги, частичная занятость и прочее). Это нужно записать, потом отметить необходимые траты, например, на канцелярские принадлежности для школы (если ребенок уже самостоятельно несет какие-то расходы, то можно расширить зону ответственности, если нет — лучше начать с какой-то одной статьи трат), развлечения. Если после этих расходов останутся деньги, их можно отложить на то, что очень хочется себе позволить (видеоигры или музыка).
Правила безопасности при обращении с карманными деньгами. Что делать, если…
Ребенок тратит деньги на вредные продукты
Чипсы, сладости и прочие «вредности» могут оказаться в списке покупок вашего ребенка. Дышите глубже. Вы же помните, что отбирать карманные деньги нельзя. Можно только беседовать с неразумным чадом и делиться своим жизненным опытом. А вот собственный опыт ребенку нужно нарабатывать самостоятельно, так что в этом вопросе ему мешать не следует.
Даже если вы наложите вето на определенные покупки, скорее всего, это не поможет: дети находят способы получить запретный плод. Гораздо лучше объяснить им, почему тот или иной продукт вреден. Если вы понимаете, что ваш ребенок склонен к «запрещенке», изначально ограничьте его небольшой суммой, которая не позволит постоянно покупать желаемое.
Ребенок отдает все свои деньги другим детям
Да, такое случается. Из потребности нравиться другим и укреплять «дружбу» ваш ребенок может отдавать деньги или тратить их на желания одноклассников. Ругать его в данном случае бессмысленно, надо разбираться в причинах такого поведения, поскольку оно не возникает на ровном месте. И, опять же, говорить, говорить, говорить, тет-а-тет или при поддержке семейного психотерапевта. Вы ведь понимаете, что дружбу купить нельзя, и ребенку это тоже можно объяснить.
Ребенок все время теряет деньги
Забывчивость детей – дело обычное. Возможно, вам придется смириться с этим фактом так же, как с нерациональными тратами на вредные продукты. Для растеряш изначально стоит выделить небольшую сумму денег, чтобы их утрата не была для вас слишком болезненной.
Ребенок вообще не интересуется деньгами или не понимает их ценности
Вздохните с облегчением и просто подождите. Рано или поздно он поймет, что к чему. Не к первому классу, так к пятому.
А вы уже даете карманные деньги своим детям?
Нужны ли карманные деньги детям?
Таким вопросом, наверное, задается каждый родитель, который хочет для своего ребенка только хорошего, и при этом не знает, как поступить в данной ситуации.
В западных странах вопросов по этому поводу не возникает, потому как там каждый школьник имеет свои деньги на карманные расходы, и это даже не обсуждается. Там считается, что карманные деньги являются замечательным тренажером для самостоятельности ребенка в финансовом плане.
Помимо того, что данный вопрос интересует родителей, свою особую заинтересованность к этой теме также проявляют:
- экономисты
- психологи
- и даже политики
На эту тему в последние несколько десятилетий написано множество книг и диссертаций, проводятся различного рода социальные исследования в:
- Англии
- Канаде
- Израиле
- Австрии
- Германии
- США
Многие считают, что наличие денег в кармане у ребенка для своих нужд положительно скажется в будущем на его отношении к деньгам, а также на его «покупательских навыках», но с этой позицией согласны далеко не все, особенно в нашей стране.
Те, кто дает карманные деньги своему ребенку, обычно делают это строго по графику:
- каждый день по определенной сумме
- каждую неделю в определенный день и т.д.
Можно отметить, что тем самым ребенка с детства приучают к некому режиму получения денежных средств, то есть, ребенок понимает, что полученных денег ему должно хватить на определенный период, и развитие мышления ребенка в таком случае является положительным моментом.
Чем старше становится ваш ребенок, тем больше денег ему будет требоваться для карманных расходов. В принципе, это логично, требования растут пропорционально вашему ребенку.
Если у нас в стране обсуждается вопрос – а стоит ли давать деньги ребенку, то во многих европейских странах вопрос поставлен по-другому – сколько давать денег на карманные расходы своему чаду? В Германии этот вопрос регулируется законом, и в случае, если родители не выдают своему ребенку деньги на карманные расходы, он может подать на них жалобу. По законодательству там положено давать ребенку:
- до 5 лет – пол доллара в 7 дней
- с 6 лет – от полутора евро
- в 10-летнем возрасте – от 9 евро
- в 15 лет ребенок должен получать не меньше 24 евро в неделю
В Германии считается, что завести ребенка – это продуманный шаг. Решившись на это, вы соглашаетесь на то, что ребенок потребует определенных затрат и, в какой-то степени, это правильно.
В полноценных семьях вопрос о карманных деньгах ребенку должен решаться совместно, потому как современные дети достаточно продуманные и хитрые, и разногласия родителей в этом вопросе сыграют только им на руку. Ребенок очень быстро поймет, у кого проще «выуживать» деньги, и кто быстрее пойдет на компромисс.
Каждый родитель должен самостоятельно определиться с тем, стоит ли выделять денежные средства своему чаду на личные расходы, и с какого возраста это делать:
- Если ребенок слишком балованный и непослушный, лучше оставить этот вопрос открытым до того времени, когда ребенок перерастет возраст озорника и непослушного малыша.
- Если ребенок с детства думает в правильном направлении, принимает рациональные решения – родители могут давать ему личные средства в достаточно раннем возрасте.
- Если в семье старший ребенок уже получает карманные деньги, то и младшему желательно предоставить такую возможность (пусть даже суммы будут категорически разниться), это положительно скажется на психологическом состоянии ребенка и на его финансовом мышлении.
Еще раз стоит повториться, рассматриваемый опрос должен решаться в индивидуальном порядке, не стоит принимать решение, исходя из статистики или же совета близких вам людей, друзей, психологов.
Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?
На тему использования денег в качестве поощрения или наказания ребенка можно встретить самые разные точки зрения. Отдельные люди считают, что учеба — это своего рода работа, поэтому ребенка нужно с детства приучать к тому, что если он будет хорошо учиться (хорошо работать) — значит, будет хорошо зарабатывать, поэтому за каждую высокую отметку в школе дают детям определенное материальное поощрение. В какой-то степени это, конечно же, стимулирует ребенка хорошо учиться.
Другие придерживаются мнения, что поощрять деньгами стоит только какие-то наиболее высокие достижения, например, успешное окончание учебного года, победу в олимпиаде, сдачу экзамена на высокую оценку и т.п.
Есть немало семей, которые дают детям деньги и за какую-то выполненную работу по дому, особенно сложную, требующую большого количества времени и труда (например, во время строительства или ремонта). Так, мол, ребенок лучше ощущает свой вклад в формирование домашнего хозяйства.
В то же время, наоборот, плохие оценки, вызов родителей в школу за плохое поведение или прочие провинности приводят к денежному «штрафу», например, лишнию ребенка карманных денег на определенный период, в зависимости от серьезности проступка.
В этих принципах денежных взаимоотношений с ребенком можно найти свои плюсы и минусы. С одной стороны деньги и то, на что их можно потратить, определенным образом стимулируют детей. С другой стороны, при длительном применении такого подхода, дети просто отказываются делать что-либо (учиться, помогать и т.д.) без денежного поощрения.