Ольга Наумова «Математические диктанты по клеточкам»
Занимаясь по этой книге, ребенок пошагово, плавно переходя от одного задания к другому, научится писать математические диктанты по клеточкам. Обучение будет в радость и вам, и вашему малышу.
- В книге 65 упражнений, составленных в игровой увлекательной форме.
- Все задания построены по принципу «от простого к сложному».
- Задания вызывают у ребенка интерес.
- Ребенок сможет выполнять упражнения самостоятельно.
Польза для ребенка:
- развитие пространственного мышления;
- тренировка внимания;
- развитие наглядно-образного мышления;
- научится ориентироваться на листе бумаги;
- развитие воображения и памяти;
- легче овладеет письмом;
- станет более уверенным в себе.
Будет замечательно, если ваш ребёнок будет уметь:
- Пересказывать простое услышанное произведение;
- Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
- Знать стихотворения;
- Рассказывать сказки;
- Отвечать на поставленные вопросы;
- Делать какое-либо задание по образцу;
- Уметь описывать картинку по памяти;
- Запоминать до 10 увиденных картинок;
- Заканчивать предложения;
- Находить лишнюю картинку или слово;
- Уметь отгадывать загадки;
- Группировать предметы по признаку.
Как подготовить ребенка к школе и установить с ним доверительные отношении на всю жизнь. Перед сном
У нас с дочкой годов с двух сложилась традиция: закончив вечером все свои дела, мы устраивались полусидя в постели.
Я читала ей вслух, а она, положив головку мне на левое плечо, слушала, что-то спрашивала, смотрела картинки. Потом мы беседовали, обсуждали прочитанное, отгадывали загадки, просто болтали, обсуждая прошедший день, что волнует нас обеих.
Она любила слушать мои рассказы о том, где я была, что видела, известные авторские сказки. Многие мои сказки рождались прямо тогда, «на ходу». Засыпала она под песенку или сказочку, сползая мне подмышку.
Таким образом мы с ней «прошли» начала математики, выучили цифры и счёт, буквы (когда я убедилась, что со звуками всё в порядке), начали самостоятельно читать, учились отгадывать загадки и многое другое.Просто днём мне реально было некогда.
Это позднее я узнала, что человеческий мозг наиболее прочно вбирает информацию, полученную им незадолго до сна. И одно из самых эффективных занятий – как раз в это время.
Но эти драгоценные вечерние минуты для нас с дочерью были важнее всего остального дня. И я, и она никогда их не забудем. Потому что это было начало нашей большой любви и дружбы.Эти часы нас связали так сильно, что нас до сих пор «пробивает» на откровенность и душевные беседы именно перед сном.
Ну а наш разговор о том, как можно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, продолжается в следующей статье .
В ней мы побеседуем о том, как сделать чтение и обучение потребностью, о трудностях обучения письму, о речевом развитии и технологических навыках.
Оставляйте комментарии, отзывы, жду ваших откликов.
О Наумова «Ребусландия»
Путешествие в Ребусландию будет интересно каждому малышу.
В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер.
Ольга Наумова «Логика»
Умение логически мыслить и рассуждать необходимо для успешного обучения ребёнка в школе — иначе он может столкнуться с трудностями в освоении основных предметов. Данное пособие содержит упражнения, которые помогут будущему первокласснику овладеть основными навыками — узнавать предметы по заданным признакам, сравнивать и находить общие и отличительные черты, обобщать, определять закономерности и последовательность событий, решать несложные логические задачи.
Скачать книгу О. Наумова «Логика»
В статье перечислены основные знания и умения, которыми желательно владеть ребенку к поступлению в первый класс. Большинство школ проводят диагностику знаний и умений детей перед поступлением в первый класс. Именно эти учебные навыки определяют учебную готовность ребёнка к школе.
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. |
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире |
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый |
Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками |
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели |
Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками |
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
Специально для lovingmamx.ru
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.
Что изменилось в сентябре 2023 года
ФГОС остался основным документом, но теперь детские сады при составлении образовательных программ должны брать за основу федеральную образовательную программу (ФОП ДО) и ориентироваться на планируемые результаты, которые в ней обозначены.
Исходя из новой ФОП ДО, к первому классу ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
Математика
В рамках формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) рекомендуется научить выпускника сада:
-
определять время по часам с точностью до 15 минут;
-
иметь представления о календаре (сезоны и месяцы);
-
сравнивать предметы по количеству, геометрической форме, величине (выше/ниже, уже/шире);
-
считать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, знать состав чисел в пределах 10 (например, 5 ― это 3 и 2, 7 ― это 6 и 1);
-
уметь ориентироваться в пространстве («это левая рука», «это правый верхний угол»).
Особо подчеркивается, что ребенку нужно уметь совершать логические операции: обобщения, классификации и т. д. Например: «Стол, стул и шкаф ― это мебель»; «У яблока есть несколько признаков, по которым его можно классифицировать: круглое, съедобное, красное, большое».
Из всего списка требований как раз логические операции и пространственное ориентирование ― основополагающие для успешного обучения математике в школе.
Грамота
В рамках обучения грамоте детей учат:
-
звукам и буквам;
-
различать гласные и согласные;
-
делать звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков;
-
составлять схему слова;
-
выделять ударный звук;
-
выполнять графические диктанты и штриховку.
Четкого требования, что ребенок должен уметь читать к первому классу, нет. При этом анализ слова по звукам обычно дается детям сложнее, чем чтение по слогам.
Отдельно остановлюсь на прописях. Никто не просит детей писать буквы к первому классу. Как раз наоборот, учителя начальной школы просят этого не делать. В прописи букв много нюансов, а переучивать гораздо сложнее, чем научить.
Однако необходимо подготовить руку ребенка к письму. Для красивого и понятного почерка нужны:
-
развитые мышцы ― их можно тренировать лепкой;
-
зрительно-моторная координация ― развивается во время игр с мячом;
-
ориентация на листе бумаги ― для понимания, что мы пишем слева направо и сверху вниз, полезны штриховки в разных направлениях и графические диктанты (рисунки по клеточкам).
Окружающий мир и речь
От поступающих в первый класс детей ожидается широкий кругозор: знание социального мира (профессий, стран, исторических событий, традиций) и природного мира (животных, растений, полезных ископаемых, экологических понятий). По всем темам ребенку надо уметь поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.
Что должен знать и уметь будущий первоклашка
Внимание
- Находить сходства, различия между картинками или предметами.
- Не отвлекаясь заниматься каким-нибудь делом 20-30 минут.
- Уметь срисовывать по образцу.
- Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции, к примеру, игра в «Съедобное и несъедобное». Суть игры проста — взрослый бросает мяч ребенку, называя предмет, животное или еду. Он должен быстро сообразить, пока к нему летит мяч, съедобное или несъедобное назвал взрослый. Если съедобное, то надо поймать мячик, а если нет, то ловить не надо.
Математика, письмо
- знать цифры от 1 до 10;
- считать до 10 в прямом и обратном порядке;
- складывать, вычитать в пределах 10;
- знать арифметические знаки «больше», «меньше», «равно»;
- деление квадрата, круга на две, четыре части;
- определять на листе бумаге, где низ, вверх, лево, право;
- уметь писать цифры, печатные буквы.
Память
- запоминать до 10 картинок;
- рассказывать по памяти скороговорку, стих, пословицу;
- пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Мышление
- заканчивать предложение, к примеру, «карандаш твердый, а пластилин …»;
- находить лишнее слово из группы слов, к примеру, «сапоги, куртка, шапка, штаны, кровать», «кошка, собака, кролик, бабочка»;
- складывать пазлы;
- читать по слогам;
- отличать гласные буквы от согласных.
Мелкая моторика
- правильно держать в руке ручку и карандаш;
- раскрашивать предметы, не выходя за контур;
- уметь пользоваться линейкой;
- вырезать ножницами по линиям.
Речь
- уметь составлять предложения из слов, к примеру, играть, двор, мячик;
- составлять рассказ из картинок;
- слушать рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы из него;
- различать звуки в словах.
Окружающий мир
- знать домашних и диких животных, деревья, грибы, фрукты, овощи, цветы;
- различать основные цвета, геометрические фигуры;
- называть времена года, явления природы (солнечно, ветрено, ясно, пасмурно);
- знать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, имена своих родителей, свой город, адрес проживания;
- называть дни недели, месяцы;
- ориентироваться во времени, знать время суток;
- различать наименования частей тела человека;
- различать неодушевленные, одушевленные предметы.
Кроме того, будущий первоклассник должен владеть такими навыками, как одеваться, раздеваться, шнуровать обувь без помощи взрослых. Знать правила поведения в общественных местах и следить за чистотой рабочего места.
Просмотров:
6268.
Как было раньше
Главный документ для дошкольного образования в России ― федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем прописаны требования и целевые ориентиры, к которым должно стремиться обучение в детских садах
Важно отметить, что, согласно ФГОС ДО, детские сады не являются обязательной образовательной ступенью: дети развиваются индивидуально, скачкообразно, поэтому целевые ориентиры нужны, чтобы определить вероятные достижения ребенка дошкольного возраста.
Например, в числе целевых ориентиров к моменту завершения дошкольного образования указаны следующие:
-
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать с ее помощью свои мысли, чувства и желания, умеет выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности;
-
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может их контролировать;
-
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Решение о выборе программы оставалось за детскими садами. Это приводило к своего рода перекосам: в одних учреждениях был слишком облегченный подход к подготовке детей к школе, в других, наоборот, неоправданно завышали требования к знаниям воспитанников.
Таким образом, в первом классе за одной партой могли оказаться дети, не умеющие читать и считать, и дети, освоившее беглое чтение и подбирающиеся к таблице умножения.
Как лучше закреплять приобретаемые навыки?
Всё, что изучает ребёнок, важно подкреплять практикой. И не в каких-то специально созданных, искусственных условиях, а в повседневных действиях, в быту. Счёт — во время похода в магазин, память — во время уборки, зарядки или освоения новых прогулочных маршрутов, речь — во время бесед, игр и чтения книг
Другими словами, переносить их в жизнь. Наблюдайте, умеет ли ребёнок сравнивать, обобщать, выстраивать причинно-следственные связи не только в смартфоне или компьютере, но и в действиях с реальными предметами и ситуациями.
А ещё для первоклашек и других младших школьников мы рекомендуем подписку НЕТАРИФ Junior. Это комплексное решение, которое обеспечит детский смартфон связью,развивающим сервисом LogicLike, развлечениями и годовой подпиской на школьные учебники для любого класса на выбор.
Навыки, которые следует освоить
Если ребенок проявляет желание идти в школу, родителям придется постараться. Они должны учить ребенка читать, понимать прочитанное и пересказывать, развивать мелкую моторику, чтобы ему легче было освоить письмо и так далее.
На момент поступления в первый класс будущий школьник должен уметь слушать взрослого, понимать его указания и выполнять их. Если же задание ему не понятно, ребенок не должен бояться спросить. Его необходимо научить до получаса самостоятельно работать над заданием и оценивать свою работу.
Вот стандартные требования школ к первоклашкам:
- называть свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
- знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
- помнить адрес проживания и номер телефона;
- уметь рассказать, в каком городе и стране живет, а также правильно назвать некоторые другие государства и города; в своем возрасте ребенок должен разбираться в одежде и обуви, например, отличать туфли от кроссовок, а бейсболку от панамки;
- у него не должно вызывать затруднение определять, что изображено на картинке:животные, рыбы, насекомые, птицы, деревья, цветы и так далее;
- ребенок должен ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели и частях суток;
- владеть понятиями больше, меньше, короткий, длинный, старше, младше, право, лево, верх, низ;
- иметь знания о том, какие бывают профессии, виды деятельности человека:
- музыка, изобразительное искусство, литература, спорт и так далее;
- ребенок должен быть готов рассказать о своих любимых занятиях и ответить на вопрос, почему он идет в школу.
Кроме того, будущий первоклассник должен уметь:
- выбрать из нескольких предметов лишний и пояснить свое решение;
- решать простые задачки на логику и отгадывать загадки;
- прибавлять к группе предметов тот, которого не хватает;
- определять признаки предметов, по которым их можно выделить или
- сгруппировать;
- называть последовательность событий.
Уровень развития внимания и памяти ребенка должен позволять ему:
- находить отличия в двух одинаковых на первый взгляд картинках;
- копировать схематичные рисунки или узорные линии;
- описать увиденную картинку, не глядя на изображение, или составить по ней
- небольшой рассказ;
- повторять короткое предложение после их прослушивания;
- знать на память короткие стишки и пересказывать сюжеты сказок.
Желательно иметь основные навыки чтения, письма и счета.
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет
Чтобы ответить на вопрос, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет, нужно каждый случай рассматривать отдельно. Все зависит от того, какой первоначальный объем знаний имеет малыш и от его способностей, которые необходимо максимально развить.
На заметку! Для подготовки существуют различные методики, которые включают в себя упражнения для всесторонних занятий.
Методики подготовки детей к школе
Среди основных методик развития выделяют следующие: методика семьи Никитиных, Зайцева, Монтессори.
Раннее развитие по методике семьи Никитиных. Проведя определенный ряд наблюдений этими людьми было замечено, что в зависимости от предпочтений родителей развитие ребенка в домашних условиях происходит по одному из двух сценариев. В первом случае малыша делают объектом всеобщего внимания и привлекают его к слишком активной деятельности. На него сваливаются различного рода репетиторы, секции, кружки. Ребенок все время находится под активным влиянием взрослых. Во втором случае маленький человек представлен сам себе и самостоятельно познает окружающий мир. И тот и другой случай являются недопустимыми крайностями. Творческое и свободное развитие — основной принцип этой методики. Дети должны самостоятельно выбирать время и вид занятия. Родитель только корректирует его порывы, направляя их в правильное русло
Плюс большое внимание уделяется спортивному развитию, которое должно присутствовать на протяжении всего курса обучения.
Методика Зайцева огромное значение придает визуальному восприятию информации. Чтобы подготовить к 1 классу ребенка, нужно развивать его индивидуальные особенности, обучая всему необходимому
Причем, процесс обучения должен проходить без малейшего вреда для здоровья. Данная методика рекомендуется для использования в группах детей.
Методика Монтессори предназначена развивать мелкую моторику и обучение через ощущения. Родителю отводится второстепенная роль. Он только контролирует и направляет ребенка в правильную сторону. Малыш все познает сам, а взрослые ему в этом только помогают. Самым главным минусом данного обучение является то, что в ней не предусмотрено наличие активных и ролевых игр.
Важно! Выбор методики обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его интеллектуальных возможностей
Применение различных методик
Дополнительные советы
Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.
Важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей
Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.
Для развития моторики рекомендуется больше рисовать, заниматься с конструктором, работать с мелкими предметами (бусинками, спичками, монетами).
Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко
Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок
Важно, чтобы ребенок:
- умел отстаивать свою позицию, приводить аргументы;
- осознавал смысл обучения в школе;
- позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
- понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
- умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
- осознавал возможные последствия своих поступков.
Что делать, если заниматься с ребенком некогда. Обучение и воспитание «мимоходом»
Как часто я слышу от родителей, что заниматься с ребёнком некогда! И это на самом деле бывает так.
Редкие родители, особенно в наше стремительное время, имеют роскошь спокойно, без нервов поиграть, почитать с малышом, сходить в бассейн и т.д.
Но я знаю один секрет, как найти время для ребёнка. Он простой, но очень эффективный!
Чаще тренируйте понятия «больше», «меньше», «слева», «справа», «внизу», «вверху» и т. п.
Учите различать цвета и оттенки предметов, одежды и всего, что заслуживает внимания.
Утром начинайте общение, когда у него или у неё только глазки открываются.
За завтраком можно что-то посчитать (столовые приборы на столе), решить простейшие задачки типа:«Было четыре бутерброда, два съели, сколько осталось? На сколько уменьшилось число четыре?» Пусть малыш считает на пальчиках, сравнивает количество предметов, их размер, форму, объём.
Вот вы повели или повезли сынулю в садик. Обговорите с ним погоду, время года, месяц, природные приметы осени, лета, виды транспорта и т.п
Особенно важно – правила дорожного движения. Увидели собаку, кошку, птичку – поговорите о животном мире.
Встречаясь вечером, обязательно спрашивайте, как прошёл день, с кем общался, что было интересного, что нового он узнал.
Спрашивайте совета у малыша, пусть учится иметь своё мнение.
Главное – не утыкайтесь в телефон, не подавайте такой негативный пример сыну или дочке с самого малолетства.
Пусть ребёнок чувствует и понимает, что общение с ним для вас важнее соцсетей и вашей работы. Пусть знает, что он для вас всегда на первом месте.
Воспитывать и знакомить с окружающим миром можно во время домашних дел, возни на кухне, приборки в доме, работ на участке. Можно и нужно учить всему на собственном примере.
Обсуждать мультфильмы, передачи, книги, жизненные ситуации, обмениваться мнениями, учить юмору, хорошим шуткам.
Вы знаете, половина неуспевающих детей в школе – это дети, растущие сами по себе – те, кому не хватило внимания и общения с родителями. Им не дочитали сказок, не допели песенок, не доотвечали на кучу «почему? как? откуда?»
Они не уверены в себе, не подготовлены к школе, смущаются, так как чувствуют, что знают и умеют меньше товарищей. Такие детки теряются, когда их спрашивают, отмалчиваются на уроках, «не могут двух слов связать» и сами никогда не спросят, если что-то не поняли.