Передвигайтесь только в разрешенных зонах
Всем самокатчикам советуем внимательно изучить пункт 24 упомянутой выше новой редакции ПДД. В нем подробно расписано, как и где можно передвигаться, используя разные типы СИМ.
На электросамокатах массой не больше 35 кг (и подобных им средствах передвижения) пользователям старше 14 лет следует передвигаться по специально выделенным для велосипедов и СИМ полосам и дорожкам. При их отсутствии (или при наличии еще нескольких условий) – по тротуару, обочине или правому краю проезжей части, скорость на которой ограничена 60 км/ч, в один ряд.
Для движения по проезжей части самокат должен иметь тормозную систему, звуковой сигнал, световозвращатели: белый спереди, красный сзади, красного (оранжевого) цвета по бокам, фару или белый фонарь спереди. При этом запрещен обгон или объезд транспортных средств справа. По магистралям передвигаться на СИМ запрещено, т.к. водители других транспортных средств, двигаясь с высокой скоростью, могут не заметить и не среагировать на появление на дороге электросамоката.
Райдерам младше 14 лет по проезжей части двигаться запрещено. А пользователей младше 7 лет обязательно должны сопровождать взрослые.
Если райдеру по какой-то причине приходится спешиться на проезжей части и вести СИМ по ее краю, то двигаться он, в отличие от пешеходов, должен по ходу движения других транспортных средств.
Определение средства индивидуальной мобильности
Предыдущая версия правил дорожного движения позволяла по наличию двигателя отнести электросамокат к механическому транспортному средству. При этом изначально СИМ приводится в движение ногами, а двигатель подключается позже. В отсутствие внятного определения, электросамокаты могли отнести одновременно к разным категориям транспорта. Возможны были ситуации, когда их приравнивали к тракторам и применяли соответствующие инструкции. С 1 марта действует новое определение, не допускающее двоякого толкования.
В свежей формулировке для СИМ определено основное назначение — транспортное. То есть они не являются чистым развлечением, это серьезная часть городской системы, и водители должны нести определенную ответственность за свои действия. При этом их нельзя отнести к сельскохозяйственной технике как трактора
Важно отметить, что электросамокаты, сигвеи, электроскейтборды являются индивидуальным средствами перемещения. С их помощью нельзя перевозить пассажиров, они рассчитаны только на одного человека
Согласно новым правилам пользователь самоката может быть приравнен к пешеходу в двух случаях:
- человек ведет СИМ рядом с собой, двигатель не работает;
- водитель управляет обычным самокатом без двигателя, он приводится в движение только с помощью ног.
Как получить права на электросамокат
Чтобы получить водительские права категории «М», необходимо пройти обучение в автошколе. После чего придется подтвердить полученные знания и навыки, сдав экзамен в ГИБДД, который включает теоретическую и практическую часть. Права выдаются только лицам старше 16 лет, прошедшим медицинскую комиссию.
При наличии водительских прав другой категории, «М» проставляется автоматически. Многие, проходя обучение в автошколе, по этой причине предпочитают сразу получить категорию «В», дающую право на управление легковым автомобилем. По стоимости обучение на обе категории не сильно отличается. Но получение категории «В» открывает больше возможностей.
Где можно ездить и с какой скоростью
В ПДД теперь есть новый пункт — 24.2.1. Там указаны все требования к движению СИМ. Если ваш электросамокат весит менее 35 кг, можно ехать:
- по пешеходным зонам;
- тротуарам;
- велопешеходным и велосипедным дорожкам.
Но тут есть условие: если ваша езда по тротуару или пешеходной дорожке опасна для других пешеходов (к примеру, если их много) или мешает их движению, то придётся спешиться или замедлиться до скорости идущих.
Если СИМ тяжелее 35 кг, то на тротуары и пешеходные зоны заезжать нельзя. Вообще, даже если самокат легче, нужно ехать по велосипедной или велопешеходной дорожке. И только если нет возможности, заезжать на тротуар.
Если вы выехали на электросамокате тяжелее 35 кг на дорогу без велодорожек или полос для велосипедистов, то можно ехать по обочине. Если обочины нет — добро пожаловать на проезжую часть. Но учтите, речь идёт о дорогах с максимально разрешённой скоростью 60 км/ч (на МКАДе погонять не получится), а у вашего СИМ должны быть тормоза, фары, сигнальный гудок и световозвращатели.
По новым правилам ехать на электросамокате можно со скоростью не более 25 км/ч. Сейчас у кикшеринговых компаний (сдают электросамокаты в аренду) техника сама сбрасывает скорость до 5–10 км/ч в так называемых «медленных» зонах.
И да, пьяным самокат водить запрещено.
По пешеходному переходу на электросамокате ехать нельзя. Перед зеброй придётся спешиться и покатить транспорт руками.
Кто будет виноват в ДТП с участием моноколеса?
Но что с СИМ и моноколёсами в частности? Учитывая, что это не транспортные средства, а катающиеся на гаджете лица признаются пешеходами, статус источника повышенной опасности к моноколёсам в 2024 году не применим. Соответственно, ДТП с участием мобильного устройства и пешехода нужно рассматривать как столкновение двух людей. Более того, это даже не ДТП, ведь отсутствует один из главных составляющих аварии – движущееся транспортное средство.
Другое дело, если в происшествии участвовали машина и моноколесо. Это уже отвечает критериям ДТП, при условии, что ТС находилось в движении. На практике виновным в таких авариях чаще признают водителей. Однако если едущий на автомобиле не уступил дорогу монорайдеру, когда последний не имел права двигаться по проезжей части (к примеру, если рядом был тротуар), то суд может признать и обоюдную вину в ДТП.
Третий случай, когда из машины резко открылась дверь и в неё врезался едущий на моноколесе. Виновником аварии признают того, кто эту дверь распахнул – либо самого водителя, либо пассажира его машины. Ответственность для них разная, и зависит от последствий столкновения. Подробнее об этом вы можете почитать в нашей статье о виновности в ДТП с открытой дверью.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
- Можно ли возить металлолом на своей машине, какие правила перевозки, штраф и какие документы нужны?
- Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах
Могу ли я получить выплаты по ОСАГО?
Не всегда.
Различают три вида ДТП с участием моноколеса:
- столкновение транспортного средства и одноколёсного гаджета,
- наезд монорайдера на пешехода,
- удар двух СИМов, один из которых – одноколёсный.
Лишь в одной из трёх ситуаций пострадавший в ДТП может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО. Как вы, возможно, догадались, речь идёт о первом случае, когда машина сбила наездника моноколеса. Если в ДТП виноват водитель, чья ответственность застрахована по ОСАГО, сбитый может обратиться в страховую причинителя вреда и получить возмещение вреда здоровью.
Основная сложность в том, что после наезда виновник на СИМ может скрыться с места происшествия. Найдут ли его? Не факт! Учитывая, что моноколёса не подлежат учёту в ГИБДД, у них отсутствуют номерные знаки, а на месте инцидента может не быть камер или нужного ракурса – шансы привлечь к ответственности скрывшегося моноколёсника стремятся к нулю.
Не ездите на электросамокате в дождь
Многие электросамокаты имеют определенный уровень защиты от воды (IP). Они могут работать под дождем и даже ездить по лужам – но не очень глубоким. Попадание воды внутрь двигателя чревато тем, что он выйдет из строя и даже может загореться.
Но даже если у самоката есть водозащита, лучше избегать поездок в сырую погоду. Сцепление колес с влажным асфальтом хуже, соответственно, самокат менее устойчив на дороге. Особенно в этом плане опасна разметка, которая может стать скользкой, как лед.
В тех регионах страны, где зимой выпадает снег, а дороги часто покрыты коркой льда, мы вообще не рекомендуем использовать электросамокаты в холодное время года. Конечно, в технических характеристиках многих моделей указано, что их можно эксплуатировать и при минусовых температурах (например, до -5 °C). Но стоит помнить, что это небезопасно. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы, которыми чаще всего оснащены электросамокаты, намного быстрее разряжаются при отрицательных температурах. Соответственно, существенно сокращается запас хода самоката на одном заряде.
В любом случае, при поездках на электросамокате мы рекомендуем руководствоваться ПДД и здравым смыслом. Учитывать дорожную ситуацию, погодные условия и другие факторы. И с уважением относиться к другим участникам дорожного движения.
Новые дорожные знаки
Кроме того, для электросамокатов, гироскутеров, сегвеев и моноколес создали дорожные знаки. Например, в гл. 3 Приложения № 1 есть знак «3.1», запрещающий въезд на территорию. К нему есть дополнения, зашифрованные пронумерованными табличками. Одна из них «8.4.7.2» не разрешает пользоваться дорогой владельцам СИМ.
Но есть и отдельный указатель, запрещающий двигаться на электротранспорте. Его кодировка ─ «3.35», а полная расшифровка звучит так «Движение на индивидуальных средствах мобильности запрещено».
Отдельно для электромобилей добавлен знак заправки под номером 8.26. Он изображен в виде шнура с вилкой на белом фоне. Однако фон может быть и желтым, как на любом другом знаке. Эта ситуация говорит, что дорожный знак установлен здесь временно.
А вот парковочный знак дополнили еще одним элементом. Теперь на указателе платного паркинга будет красоваться изображение монеты, а на парковочном знаке для инвалидов поместят черно-белое изображение человека в инвалидной коляске.
Нужны ли права на электросамокат
Человек на электросамокате не считается пешеходом. Он может им стать, только если спешится и поведёт самокат с собой. К примеру, так нужно делать во время перехода через дорогу по зебре.
Но раз электросамокатчик не пешеход, значит, у него должны быть водительские права? До введения новых правил всё зависело от мощности электромотора. Если он был больше 250 Вт, то владельца такого электросамоката обязывали получать права категории «М» и надевать шлем, как если бы он водил мотоцикл.
Отныне мощность самоката никакого значения не имеет. Технику не придётся регистрировать в ГИБДД и получать на неё права.
Немного статистики
К сожалению, с ростом популярности электросамокатов увеличивается и число аварий с их участием. Правда, точную статистику, касающуюся именно электросамокатов, привести трудно. Водители СИМ, имеющих мощность двигателя в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт, учитываются в статистике как пешеходы. А СИМ с мощностью двигателя 0,25-4 кВт уже могут регистрироваться в статистике как мопеды.
По данным Научного центра БДД МВД России число ДТП с участием СИМ в 2022 году выросло на 40%. В них погибли 19 человек (2 в возрасте до 16 лет), были ранены 776 (из них 192 ребенка). По статистике той же организации на первом месте среди аварий идет столкновение транспортных средств (66%), на втором – наезд на пешехода (14%), на третьем – опрокидывание (9%).
Большинство ДТП произошло в населенных пунктах (больше всего погибших тоже на этих территориях). Чаще всего водители попадают в аварии при выезде с прилегающих территорий и на перекрестках. Примерно треть пострадавших моложе 20 лет.
Самые частые нарушения со стороны райдеров, которые были учтены как водители (по данным того же источника):
- нарушение правил расположения ТС на проезжей части,
- несоответствие скорости конкретным условиям движения,
- несоблюдение очередности проезда.
Больше всего погибших в авариях с участием СИМ, мощность двигателей которых составляет от 0,25 до 4 кВт. Авторы цитируемого Информационно-аналитического обзора приходят к выводу, что из-за растущей популярности таких средств передвижения «аварийность с участием пользователей СИМ имеет прогрессивную динамику роста всех основных показателей».
И хотя электросамокаты, похоже, всерьез и надолго поселились в наших городах, но юридически с ними еще довольно много неопределенности
Мы разобрались в новых законах и выделили самое важное, а также добавили пару советов от редакции. Соблюдая эти простые правила, вы сможете сделать поездку максимально безопасной.
6. Используйте защитную экипировку
Из защитной экипировки в первую очередь следует упомянуть шлем. Как известно, даже небольшая травма головы может вести к ужасным последствиям. Перед покупкой обязательно примерьте шлем: он должен сидеть надежно, не спадать и не давить, а также обладать хорошей системой вентиляции, чтобы голова не потела.
На втором месте после шлема по важности и необходимости находятся наколенники. Падая вперед, мы очень часто приземляемся именно на колени
Перед покупкой их тоже лучше всего померить. Даже правильно выбранный размер не всегда гарантирует, что райдеру будет в них удобно. Чем толще и жестче наколенник, тем выше уровень защиты – но слишком жесткие модели могут сковывать движения.
При падении вбок или назад часто страдают локти. Поэтому рекомендуем не забывать про их защиту и приобрести налокотники. Особенно это актуально для райдеров младшего возраста и для начинающих. А также для опытных водителей, любящих погонять на максимальных скоростях. У налокотников и наколенников также должна быть предусмотрена система вентиляции, чтобы в них не было жарко.
В качестве дополнительных защитных аксессуаров можно отметить защитные очки и перчатки. При езде на высокой скорости мушка или песчинка, попавшие в глаз, могут привести к серьезным травмам. Кроме того, человек отвлекается на боль или дискомфорт в глазу, что также легко провоцирует аварию.
Защитные перчатки не обязательно должны быть дорогими: вполне подойдут плотные модели без пальцев. Например, летний вариант мотоперчаток.
Правила вождения для разных городских зон
Городские власти устанавливают определенные ограничения на скорость в различных местах. В областях, определенных как медленные, прокатные электросамокаты снижают скорость до разрешенных значений автоматически. Ограничение в 20 км/ч установлено для жилых зон, дворовых территорий и некоторых велосипедных дорожек. В таких местах скорость нужно контролировать самостоятельно. При переходе автомобильной дороги по зебре нужно спешиться и вести СИМ с выключенным двигателем.
При наступлении темноты обязательно включать фонарик. У некоторых шеринговых транспортных средств они могут работать автоматически. Фонарик также может пригодиться для перемещения в пешеходных тоннелях. Его полезно установить на личном транспорте, даже если вы планируете ездить только днем.
Большинство СИМ не спроектированы для перевозки пассажиров, даже детей, или буксировки грузов. Для кикшеринга всегда действует правило: один человек на одном самокате. Личные транспортные средства могут быть оборудованы специальными приспособлениями: площадками для детей или местами для пассажиров. В таких случая правила использования будут подробно изложены в инструкции. В других случая лучше не нарушать технику безопасности и строго соблюдать ПДД.
Не перевозите пассажиров
Можно ли кататься на электросамокате вдвоем? Согласно пункту 24.8 новых ПДД, перевозить пассажиров можно только в том случае, если конструкция СИМ предусматривает такую возможность. Все электросамокаты, которые есть в прокате, рассчитаны только на одного человека – водителя. Двухместные модели имеют широкую деку и два сидения, поэтому по конструкции больше напоминают мопеды.
Так что ответ на вопрос – нет, кататься на электросамокате вдвоем нельзя. Исключение из правил: если второй пассажир ребенок до 7 лет. Но его можно брать на борт только в том случае, если для него есть место (сидение или пространство на деке). Сажать малыша на руль или колени недопустимо.
За нарушение правил и катание вдвоем предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Как было до изменений
Ранее электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и другой похожий транспорт не упоминались в ПДД. Для них на дороге действовали те же правила, что и для пешеходов. Они могли передвигаться по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также тротуарам. Если ни тротуаров, ни дорожек нет — можно было выезжать на обочину проезжей части навстречу движению.
Такой порядок вызывал непонимание и приводил к большому количеству ДТП с участием электросамокатов, пешеходов и автомобилей. Однако теперь Правительство для пользователей современного транспорта новые правила движения, которые уже действуют..
Кто и где теперь может ездить на электрсамокате
На СИМ тяжелее 35 кг можно передвигаться по:
- велопешеходным дорожкам;
- велосипедной зоне;
- выделенной для велосипедистов полосе на проезжей части.
Если ни того ни другого нет, то на тяжёлом самокате можно двигаться по обочине дороги, а если и её нет — по правой стороне проезжей части.
На транспорте легче 35 кг допускается ездить там, где ходят пешеходы, но только если:
- в поездке нужно сопроводить ребёнка, который тоже едет на СИМ (см. врезку ниже);
- велосипедной дорожки или полосы для велосипедистов рядом нет.
Детям до 14 лет всё еще можно ездить на электросамокатах по велодорожкам, пешеходным зонам и тротуарам. Ребёнок младше семи лет может кататься на электротранспорте, только если за ним присматривает взрослый.
Какие штрафы для лиц на моноколесе?
Неопределённость с правовым статусом моноколёс не сильно сказывается на ситуации с вынесением наказаний для управляющих гаджетами с электротягой. Сейчас основные штрафы приходятся за езду по проезжей части.
Согласно действующему КоАП, наказания следующие:
Что грозит за езду пьяным?
Тонкость в том, что в действующих УК РФ и КоАП нет отдельного наказания для наездника моноколеса, если тот нарушил ПДД или нанёс ущерб здоровью, будучи в нетрезвом состоянии.
Однако в готовящихся поправках к ПДД будет прямой запрет управлять СИМ в пьяном виде. Соответственно, уже скоро в КоАП может появиться отдельная норма, которая ужесточит ответственность за нарушения на моноколесе в состоянии «подшофе».
Правила движения и безопасности
- На электросамокатах запрещено перевозить пассажиров — то есть ездить вдвоём на одном транспорте нельзя. Малышей до семи лет перевозить можно, но только если конструкция самоката это предусматривает.
-
Если человек на самокате мешает движению пешеходов, например если тротуар слишком узкий и на нём много людей, то он должен спешиться или стараться двигаться со скоростью пешеходов.
Cигналить людям и требовать уступить дорогу нельзя, если вы на электротранспорте едете по тротуару.
- На велодорожках приоритет у самокатчиков. Пешеходы должны уступать им дорогу, если вынуждены переходить велодорожку.
- Во время движения нельзя отпускать руль.
- Выезжать на автомагистрали или дороги для автомобилей на СИМ запрещено.
- Во время перемещения по городу нужно выполнять все требования регулировщика и подчиняться сигналам светофора.
Тем, кто выбирает мобильный электротранспорт, строго запрещено:
- использовать самокат для перевозки габаритного груза;
- пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не сбавляя скорости или не сходя с самоката;
- разворачиваться или поворачивать налево на многополосных дорогах или там, где есть трамвайные пути.
Можно ли ездить на электросамокате без прав
По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.
Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду
При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики
Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.
Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:
- ему будет выписан штраф, его сумма колеблется от 5 до 15 тыс. рублей;
- райдеру будет запрещено ездить на электросамокате некоторое время;
- электросамокат будет доставлен на штрафстоянку.
Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.
Выучите правила дорожного движения
По предположению авторов уже цитированного Обзора, улицы и дороги на данный момент не готовы к движению на электросамокатах. Но количество аварий связано не только с этим обстоятельством. Сами пользователи далеко не всегда соблюдают ПДД и учитывают особенности своих транспортных средств. Поэтому первым пунктом в статье мы выделили этот совет: райдерам необходимо выучить правила дорожного движения перед тем как ездить в городе.
Особенно важны правила проезда перекрестков. Например, кто имеет право преимущества и т.д. Именно на перекрестах по статистике происходит больше всего ДТП
Также необходимо учитывать разрешенную скорость СИМ (про нее подробно расскажем ниже) и не забывать, что электросамокат почти не заметен на дороге – поэтому важно обозначать свое присутствие с помощью света и специальных звуковых сигналов.
В пункте 24.8. ПДД подробно расписаны правила перевозки грузов и пассажиров. Груз не должен выступать за габариты СИМ более чем на 0,5 м или мешать управлению. Также не стоит забывать, что передвигаться на электросамкатах в нетрезвом виде запрещено. А за нарушение правил самокатчиков ждут штрафы.
Водителю СИМ запрещено
- Разворачиваться или поворачивать налево, если на проезжей части расположены трамвайные пути или несколько полос движения в одну сторону.
- Осуществлять буксировку другого транспорта, если конструкция не предусматривает наличия специального прицепа.
- Перевозить грузы, которые затрудняют управление транспортным средством, или выступают за границы СИМ на 50 см или больше.
- Перевозить детей, если специальное место для ребенка у СИМ отсутствует.
- Выезжать на дорогу для автотранспорта с превышением скорости — более 60 км/ч.
- Перемещаться на СИМ под действием алкоголя.
- Передвигаться по автомагистралям.
Внесение изменений в ПДД
Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.
Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.
Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.
СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.
Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:
- Если ребенку, управляющему электросамокатом не исполнилось 7 лет, он приравнивается к пешеходу и подчиняется соответствующим правилам. То есть ему разрешается ехать только по тротуарам и пешеходным зонам.
- Дети от 7 до 14 лет, управляющие электросамокатом, по своим правам приравниваются к велосипедистам такого же возраста. Им разрешается передвигаться по тротуарам и велодорожкам.
- Если электросамокатом управляет райдер старше 14 лет, то он подчиняется тем же правилам, что и взрослые велосипедисты, хоть и с небольшими отличиями.
В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:
- райдеру должно быть как минимум 14 лет;
- электросамокат должен быть оборудован тормозами, светоотражателями со всех сторон, фарой спереди и звуковым сигналом;
- дорога не является автомагистралью, на ней действует ограничение скорости до 60 км/ч, по ней не запрещено передвигаться велосипедистам;
- двигаться можно строго по 1 ряду, нельзя обгонять впереди едущих.
В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.
Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.
Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.
Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.
Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?
Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:
- часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
- если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
- если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.
Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).
Штрафы за нарушение ПДД
До вступления в силу изменений в ПДД было не ясно, по каким правилам наказывать пользователей электросамокатов. В ряде случаев им могли выписать штраф, как автомобилистам в соответствии со статьями главы 12 КоАП. Отсутствие четкой законодательной базы рождало сложные случаи, когда в юридическом плане водителя СИМ как бы не существует, но явное нарушение и ущерб налицо. Также было непонятно за что можно останавливать и какие документы спрашивать у пользователей индивидуального транспорта. Штраф могли выписать за вождение без шлема и защиты, за отсутствие прав или езду по обочине.
Теперь регламент и суммы штрафов для водителей СИМ определены четко:
- нарушение на переходе — 800 руб.;
- простое нарушение (превышение скорости) — 800 руб.;
- создание помех движению — 1000 руб.;
- состояние опьянения — 1000-1500 руб.;
- причинение легкого и среднего вреда — 1000-1500 руб.
Штрафы для пользователей СИМ близки к аналогичным для пешеходов или велосипедистов. Это объясняется более низкой опасностью для окружающих при управлении электросамокатом. Для автомобилистов денежные штрафы часто в десятки или сотни раз больше за аналогичные нарушения.
ВАЖНО! Кикшеринги и ГИБДД не штрафуют пользователей электросамокатов за одни и те же нарушения. Сервис аренды не требует с водителя денег за проезд на красный, но сотрудник ГИБДД может за это остановить и выписать штраф
А ответственность за неправильную парковку пользователь несет уже перед кикшерингом.
Соблюдайте безопасную скорость
Максимальная скорость для СИМ, разрешенная в населенных пунктах, составляет 25 км/ч. При этом на дворовых территориях и в жилых зонах на них распространяется общее правило, касающееся всех транспортных средств. Оно устанавливает верхний предел скорости – 20 км/ч. А в центре и городских парках Москвы и Петербурга скорость арендованных самокатов ограничена 15 км/ч.
Движущиеся по пешеходным дорожкам СИМ не должны подвергать опасности пешеходов. Если такая опасность существует, райдер обязан спешиться или снизить скорость. Помните о том, что пешеходы на тротуарах и пешеходных дорожках имеют приоритет!
Являясь участником дорожного движения, в любом случае нужно здраво оценивать дорожную ситуацию
Всегда обращайте внимание на пешеходов и другие транспортные средства, а также на состояние дорожного покрытия. Предельная скорость – 25 км/ч, на самом деле довольно высокая
Ездить с такой скоростью стоит только тем, кто полностью уверен в своих силах и хорошей реакции.
Что за изменения для электросамокатов и СИМ с 1 марта 2023 года?
Вначале напомним, что ранее статус электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев и прочих устройств передвижения не был закреплён ни в ФЗ О Безопасности дорожного движения, ни в ПДД, ни в КоАП, ни в других законодательных актах РФ.
Единственным из доступных критериев являлась мощность транспорта – если электросамокат не дотягивал до 250 Вт, его относили к категории велосипедов, а устройства с мощностью свыше 250 Вт приравнивались к мопедам или мотоциклам.
И вот, наконец, 6 октября 2022 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 1769 о внесении изменений в редакцию Правил дорожного движения. Этим Постановлением законодатели выделили СИМ в отдельную категорию, расписали, где можно передвигаться на электросамокате и указали все запреты для них.
Вас также заинтересует:
- Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
- Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
- Новые поправки в ПДД в сентябре 2020 года: какие изменения?
Это уже официально?
Да.
Но обратите внимание, что поправки в ПДД по части электросамокатов не начали действовать с 6 октября прошлого года одновременно с обнародованием ППРФ. Датой их официального вступления в силу назначено 1 марта 2023 года
Об этом чётко указано в самом ППРФ, подписанном М. Мишустиным:
Как оформлять ДТП с участием средства индивидуальной мобильности?
Здесь нужно учитывать, что владельцы СИМ не являются водителями – а значит у них отсутствует обязанность оставаться на месте ДТП. Если такой самокатчик скроется с места наезда на пешехода, его не смогут привлечь за оставление места аварии, поскольку наказания за это нет в КоАП.
Как оформлять такие происшествия:
- при столкновении двух электросамокатов или наезд СИМ на пешехода – событие не считается ДТП по определению,
- а вот если произошёл контакт движущейся машины и электросамоката – это уже классическое ДТП и нужно вызывать сотрудников ГАИ, поскольку условия для оформления европротокола не соблюдаются.
При наезде СИМ на пешехода ущерб возмещается в гражданском порядке (часть 1 ст. 1064 ГК РФ). А когда в ДТП с электросамокатом виноват водитель с полисом ОСАГО, владелец устройства может обратиться в страховую виновника за возмещением ущерба самокату и здоровью.
Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?
Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:
Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем
Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.
Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2023 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.
Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!
Сегвей
Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:
- у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
- у него есть руль,
- он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).
Вот так он выглядит:
Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!
Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.
А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.
Также сегвей подходит под понятие электромобиля.
Гироскутер
Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.
Моноколесо
А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.
Как видим, ПДД 2023 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.
7. Катайтесь в подходящей одежде
Кроме защитной экипировки, необходимо сказать пару слов про одежду и обувь, подходящую для райдеров. В первую очередь, конечно, при ее выборе ориентируйтесь по погоде. При движении на скорости воздух кажется холоднее, поэтому лучше кататься в закрытой одежде. Даже в жаркий летний день одежда без рукава – не лучший выбор. При длительном катании вы рискуете обгореть. По той же причине лучше надеть не короткие шорты, а брюки, закрывающие колени. Кроме того, такая «экипировка» пусть и немного, но всё же защитит при падении.
Не забудьте про удобную обувь. Высокие каблуки или платформа – не лучший выбор. Они могут привести к падению и травме даже без электросамоката. Также не стоит кататься в шлепанцах и другой обуви, которая совсем не держится на ноге. Лучшее решение – обувь на плоской, нескользкой, гнущейся подошве, с крепким задником или ремешками.