Уровни профессионального образования в РФ
Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.
В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.
Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.
Среднее профессиональное образование
Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.
На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.
Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.
Высшее образование
В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.
Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.
С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.
Значение в жизни человека
Это понятие включает в себя множество факторов:
- базовое и высшее образование;
- соблюдение норм поведения и моральных принципов;
- личностное развитие;
- приобретение жизненного опыта;
- признание вашего собственного потенциала на благо общества в целом;
- желание расти и совершенствоваться.
Основные компоненты
Образование включает в себя ряд основных компонентов: индивидуальный познавательный опыт, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт личных отношений.
Знание методов практической деятельности также относится к содержанию образования и представляет собой базовую культуру личности. Человек не только усваивает знания, но и затем использует их в определенной деятельности. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки, которые могут быть настолько одинаковыми во всех учебных предметах, и специфическими, развитыми и отраженными исключительно в определенной предметной области.
Классификация высшего образования
Основная цель высшего образования – освоение необходимых навыков для конкретной профессии или вида деятельности. В зависимости от профессии и необходимости в повышении квалификации, можно выделить несколько видов высшего образования. Каждый из них длится равное количество времени, например, программа «Бакалавриата» занимает четыре года. Итак, существуют программы первого, второго и третьего уровней.
Первый и второй уровни высшего образования:
- Бакалавриат – как мы и говорили ранее, длится четыре года, представляет собой общую фундаментальную подготовку по всему направлению деятельности, без узкой специализации.
- Специалитет длится пять лет и больше. Такое образование ориентировано на получение практических навыков в узкой специальности выбранного направления.
- Магистратура занимает всего два года, а направлена на глубокое освоение теоретических данных по специальности. Обучение подразумевает ведение научно-исследовательской деятельности.
Третий уровень образования:
- Аспирантура не превышает длительность в четыре-пять лет при заочной форме обучения. Этот уровень обучения направлен на образовательную и педагогическую часть обучения.
- Ординатура занимает не более двух лет. Направлено на углубленное изучение и получение навыков в методологиях.
- Ассистентура-стажировка длится ровно два года, ни больше, ни меньше. Этот уровень позволяет студенту выстроить обучение по индивидуальному графику и получить те недостающие навыки, которые необходимы в частном конкретном случае.
Вне зависимости от уровня образования, все программы обучения соответствуют всем требованиям и необходимым критериям. В частности, они соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Со всей информацией об образовательных программах можно ознакомиться на сайте конкретной образовательной организации, публикация подобных документов регламентируется законом.
Необходимая степень образования при трудоустройстве
Сейчас бытует много мнений о том, что дипломы больше не котируются, и работодатель на них не обращает внимание. Безусловно, работодателю важнее, чтобы человек умел работать, но диплом для него важен
По нему он может судить о том, как человек учился — предполагается, что такое же у него будет и отношение к работе. Если же углубляться в формальности, то такой документ нужен для проверок. Специальные надзорные органы следят за тем, чтобы у сотрудников было образование и специальность, позволяющая занимать рабочую позицию в организации.
Поэтому при трудоустройстве обязательно спросят о степени образования и попросят документ, который это подтвердит. Не стоит этого бояться, и не нужно беспокоиться, что ваше образование не подойдет.
Для каждой профессии сотруднику необходимо иметь определенные навыки и знания, которые он получает все больше с каждым новым этапом образования. Для примера можно рассмотреть трудоустройство на позицию дворника – ему для этого необходимо получить общий уровень образования. А вот рабочие технических сфер деятельности, например, слесари или наладчики оборудования, могут быть приняты на работу только в том случае, если они получили специальное образование.
Вне зависимости от профессии, сотрудник должен предъявить работодателю документы о соответствующей степени или квалификации профессии.
Формы обучения в университетах и колледжах
Когда подросток поступит в университет или колледж, он сможет выбрать для себя любую форму обучения. Тинейджер сможет получать знания на:
- Очном отделении. Когда занятия начинаются в восемь часов утра.
- Заочном отделении. Когда большую часть времени тинейджер сидит дома. И лишь иногда приходит на начитки. А также зачеты/экзамены.
- Очно-заочном отделении. Это когда занятия у подростка начинаются во второй половине дня. И длятся до вечера. Подобная форма обучения очень удобна в том случае, если тинейджер работает.
- Дистанционном обучении. В основном, она доступна только для людей с ограниченными возможностями. При этом, им все равно предстоит периодически появляться в университете.
Если тинейджер хочет получить более глубокие знания по профессии, то рекомендуем отдавать его на очную форму обучения. Там он гарантированно выучит материал. И станет хорошим специалистом в своей области.
Заочной форме обучения отдавать предпочтение не рекомендуем. Единственный ее плюс заключается в том, что юноша получит диплом. Его знания по предметам, скорее всего, будут нулевыми. Поскольку он не будет ничего учить в течение года. Материал будет вызубрен только лишь для того, чтобы сдать сессию. После экзаменов тинейджер его, скорее всего, забудет.
Ссуз как подразделение вуза
Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.
Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.
При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.
Образование: понятие, цель, функции
Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.
Основными функциями обучения являются:
- Воспитание достойных членов социума.
- Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
- Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
- Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.
Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.
Возможные формы обучения
Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.
Школа
В статье 17 Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:
- в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
- вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.
Возможные организации обязательного образования в России:
- школа;
- лицей;
- гимназия.
Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.
В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.
Техникум, колледж
Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.
В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову «техникум». Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме. Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.
В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.
Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.
ВУЗ
Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:
- федеральные университеты;
- университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
- академии;
- институты;
- военные училища.
Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.
В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д. Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.
Институт — это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.
При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.
Колледж после 9 класса
Теперь подробно рассмотрим преимущества среднего профессионального образования и его негативные стороны, а также развеем мифы о престижности исключительно высшего образования.
https://youtube.com/watch?v=NbE8xg6t_n8
Преимущества
- Самостоятельность. Ученики раньше познают взрослую жизнью и получают бесценный опыт. За ними не бегают преподаватели, как в школе. Учащимся предоставлена возможность освоить профессию, нести ответственности за свое будущее.
- Выпускники колледжа начинают зарабатывать раньше сверстников. Пока они в ВУЗе, учащийся техникума устраивается на работу по специальности и обретает финансовую независимость.
- Возможность изменить выбор. Поступив в колледж и поняв, что к выбранному ремеслу душа не лежит, будет легче сменить профессию на более подходящую. С вузом дела обстоят сложнее: придется отдать 5 лет жизни на получение высшего образования.
- Место в общежитии. Из-за небольшого потока поступающих в колледж в общежитиях часто есть свободные места. Главное условие — нужно быть иногородним абитуриентом.
- Проще поступить в вуз. Выпускники ПТУ имеют шанс поступить в университет без вступительных испытаний, а также возможность обучиться ускоренно. Также после нескольких лет учебы в колледже они становятся морально зрелыми и более подготовленными к взрослой жизни, поэтому нагрузка не вызовет у них стресс.
- Практика и трудоустройство. Учащиеся престижных заведений могут заключать договоры о принятии на работу с предприятиями и организациями. В таких колледжах учат грамотно составлять резюме и рассказывают о важных нюансах трудоустройства.
Недостатки
- Нагрузка. Новый график жизни, большие объемы учебного материала, практика — это стресс для юного 15-летнего выпускника 9 класса. Кроме новых дисциплин придется осваивать школьную программу за 10 и 11 классы. Также ученик столкнется с новыми формами проведения занятий — лекциями и семинарами.
- Сессия. Экзамены в колледже традиционно проводятся два раза в год. Кроме них нужно пройти итоговые испытания на знания школьной программы 11 классов. А по окончании техникума учащихся ждут государственные экзамены.
- Строгая дисциплина. Пункт касается тех, кто живет в общежитии. Отныне придется придерживаться установленного графика: нельзя выходить из общежития после 22:00 ч., а возвращаться не позднее 00:00 ч.
- Негативная репутация некоторых колледжей. Несмотря на нехватку специалистов в рабочих областях и популяризации колледжей, репутация некоторых техникумов незавидная. Действительно, многие из них далеки от стандарта мирового уровня, однако есть престижные учебные заведения, где можно получить отличную подготовку и стать востребованным на рынке труда. Главное — сделать правильный выбор с перспективой на будущее!
- Финансовые расходы. Не в каждый колледж можно поступить бесплатно. Если ученик не набрал нужное количество баллов ОГЭ, то за учебу придется платить. Также есть техникумы, где предусмотрено только коммерческое обучение.
Внеучебная деятельность
Веселая студенческая жизнь ждет и в вузе, и в ссузе.
В последние десять лет министерство образования следит, чтобы ссузы и вузы активно вели воспитательную работу. Во многих организациях работают кружки, студенты могут участвовать в региональных и федеральных квестах, олимпиадах, конкурсах сочинений и других работ. Также активно студенты участвуют в концертно-театральной деятельности: студвеснах, КВН, капустниках. Но в ссузах эта работа сильнее контролируется заместителем по воспитательной работе — больше шансов, что студент точно найдет свое место во внеучебной деятельности.
Высшее образование: чем отличаются университеты от академий и институтов
Университеты, как правило, обучают по нескольким направлениям, зачастую готовя и гуманитариев, и технарей.
Более узконаправленное обучение предлагают академии и институты. Например, военные академии выпускают военнослужащих. А академии госслужбы — муниципальных и федеральных управленцев.
Уровень обучения в вузе существенно выше, чем в учреждении среднего профессионального образования, а потому окончить вуз — конечно же, престижнее.
Во многих российских вузах действует система трёхуровневого высшего образования:
- базовая программа — бакалавриат (обучение длится четыре года) или более расширенная и длительная программа — специалитет (длится пять лет);
- магистратура (обучение длится два года);
- подготовка кадров высшей квалификации — к ней относятся аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) и ординатура (для врачей).
Сейчас высшее образование в России отходит от Болонской системы. В мае 2023 года был подписан о пилотном проекте по изменению уровней профессионального образования. Так, в шести российских вузах в 2023–2026 годах протестируют новую трёхуровневую систему:
- базовое высшее (вместо бакалавриата) — будет длиться от четырёх до шести лет в зависимости от специальности;
- специальное высшее (специалитет) — займёт от года до трёх лет;
- аспирантура — обучение для получения степени кандидата наук.
Кроме того, по условиям пилотного проекта, человек с дипломом специалиста сможет бесплатно поступить в магистратуру (сейчас такая опция отсутствует) и получить отсрочку от армии.
Если тестирование новой системы пройдёт успешно, её распространят на другие российские вузы.
Материал по теме
Медицинская справка 086/у для поступления в вуз: зачем она нужна и как получить
В какие учебные заведения можно поступить после одиннадцатого класса?
После одиннадцатого класса можно поступить в три типа учебных заведения. Давайте рассмотрим их.
Университет
В университете тинейджер получит высшее образование. По статистике, люди, обладающие дипломом магистра, имеют довольно высокую зарплату. Причем, во всех странах СНГ.
Те люди, у кого высшего образования нет, не могут претендовать на высокую заработную плату. Исключением являются бизнесмены, фрилансеры, парикмахеры, работающие в дорогих барбершопах, механики, сотрудничающие с элитными СТО и так далее.
Примечательно, что для трудоустройства работодатель гарантированно указывает в требованиях к вакансии наличие высшего образования. Возьмем в качестве примера Москву. Если у человека есть диплом о высшем образовании, то он может претендовать на зарплату от 40.000 рублей и выше. Если его нет, то ему могут предложить только 25.000-30.000 рублей.
По окончании школы, у тинейджера будет возможность выбрать обучение в ВУЗе по одной из двух программ. Либо учиться на бакалавра, либо на специалиста. Мы рекомендуем выбирать первый вариант. Поскольку, если ребенок закончит бакалавриат, то сможет подтвердить свой диплом заграницей.
Колледж
В колледже студентам дают среднее профильное образование. При этом, в профессиональные технических училищах есть ряд специальностей, которым студентов не учат в университетах. К примеру, в колледжах готовят:
- Машинистов.
- Пожарных.
- Специалистов, которые занимаются инкрустацией.
А также многих других специалистов.
Специализированные курсы
В качестве альтернативы высшему и среднему образованию, тинейджер может выбрать посещение курсов. Как тех, что проходят в реальной жизни. Так и онлайн.
На них тинейджер сможет освоить ряд интересных специальностей:
- Косметологию.
- Дизайн.
- Программирование.
- Профессию аниматора.
- Профессию бариста.
- Профессию стюардессы или стюарда.
- Профессию фармацевта
А также множество других интересных профессий. После окончания курсов, юноша сможет сразу устроиться на работу. При этом, наниматель не будет спрашивать у него диплом из университета. Будет ориентироваться только на курсы, которые прошел человек. И на то, какие навыки он имеет.
Все потому, что ряд профессий не имеет профильного образования. Им попросту не учат в университетах. Поскольку еще не было создано соответствующих программ.
В частности, в университетах России и Украины не учат разработке игр, интернет-маркетингу, веб-дизайну и другим современным специальностям. Точно так же, как не обучают настройке рекламных кампаний в Яндекс.Директ, Google Adwords. А также копирайтингу.
Это относительно новые профессии, которые только входят в современный рынок труда. И высоко оплачиваются. Например, специалист по настройке рекламных кампаний Google Adwords и Яндекс.Директ может зарабатывать в престижной компании от 100.000 рублей в месяц.
Преимущества и недостатки обучения в вузе
Плюсы учебы в вузе:
Более успешное трудоустройство
Благодаря тому, что вузовское образование более высокого уровня, работодатель чаще выбирает выпускников с дипломом о высшем образовании. Кроме того, такие работники могут иметь более достойную заработную плату и возможности для карьерного роста.
Научная деятельность
В вузах есть возможность вести исследовательскую работу, а именно: участвовать в научных проектах, публиковать научные статьи, выступать на конференциях. Это способствует профессиональному и личностному развитию.
Международное образование
В некоторых вузах предусмотрена программа двойных дипломов, что позволяет учиться как в России, так и заграницей. Это хорошая возможность, чтобы получить полезные знания и навыки, а также приобрести ценный культурный опыт.
Всестороннее обучение
Вузы позволяют получить более широкий образовательный опыт. Студенты изучают разнопрофильные предметы, сосредотачиваясь также на критическом мышлении, решении проблем и аналитических навыках. Все это может оказаться ценным и полезным во многих карьерных областях.
Минусы учебы в вузе:
Продолжительное обучение
На освоение университетской программы обычно требуется более длительный срок (4+ лет). Из-за этого трудовая деятельность начинается позднее.
Сложное поступление
Для поступления в вуз на бюджет необходимо тщательно готовиться к ЕГЭ и заработать высокие баллы
Конкуренция — жесткая, поэтому помимо отличных результатов экзаменов важно обладать списком других достижений, чтобы иметь преимущество над другими абитуриентами. . Высокая стоимость обучения
Высокая стоимость обучения
Если выпускнику не удалось поступить бесплатно, тогда нужно быть готовым финансово вкладываться в свое образование. К сожалению, цены кусаются. Например, учиться в МГИМО стоит ~ 690 000 в год, в НИУ ВШЭ СПБ ~ 430 000 в год. Однако, чем дальше от больших городов, тем цены приемлемее.
Ограниченная практика
Некоторые университетские программы могут больше сосредотачиваться на теоретических знаниях и исследованиях, потенциально предоставляя меньше практических навыков, необходимых для определенных профессий.
Уровни общего образования в России
Система общего образования в РФ подразумевает прохождение нескольких этапов обучения.
Первый этап – дошкольное образование
На этом этапе дети посещают детский сад и получают первые необходимые им навыки для того, чтобы комфортно ощущать себя в обществе. Иными словами, в детских дошкольных учреждениях воспитанники социализируются. Но на этом функции первого этапа не кончаются. Дети также готовятся к дальнейшему этапу и получают подготовку к начальной школе.
Второй этап – начальное общее образование
К этому этапу относится начальная школа, в нее принимают детей с семи лет (зачастую, с шести с половиной). Обучение в начальной школе длится четыре года непрерывно.
На первом этапе у ребенка формируется личность, он получает базовые знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития и перехода на новый этап. Например, дети учатся писать и читать, логически мыслить и коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – основное общее образование
Данный этап начинается в пятом классе и заканчивается в девятом. На этом этапе дети уже готовятся к изучению более сложных образовательных программ в старших классах. Также именно при получении основного общего образования ученик начинает выбирать для себя профессиональный путь и траекторию дальнейшего развития.
Четвертый этап – среднее общее образование
Третий этап можно пройти, если человек закончит обучение в школе, лицее или гимназии. На этот этап можно перейти с девятого класса, а завершается он в одиннадцатом.
В это время ученики становятся полноправными и полноценными участниками социальных процессов, они получают необходимые знания, которые помогут им при движении по профессиональной траектории.
Перечисленные этапы нацелены на то, чтобы человек, гражданин смог перейти на следующий уровень образования безболезненно, и заблаговременно получив определенные навыки.