Как научить ребенка читать

Как правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: игры, упражнения, видео, тексты для чтения по слогам, советы

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся маленький ребенок, но и дети в возрасте 5 лет при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Неправильное дыхание

Нередко в своей практике я сталкивалась с проблемой неправильного дыхания у детей во время чтения. Некоторые дети в буквальном смысле задыхаются во время чтения и, если не давать им делать паузы после каждых двух-трех прочитанных строчек, то их дыхание можно сравнить с дыханием бегуна после марафона.

Неправильное дыхание также может проявляться в виде таких проблем, как:

  • Монотонное чтение;
  • Очень тихое или чрезмерно громкое чтение;
  • Долгие паузы между словами и фразами;
  • Нечеткое проговаривание звуков и слогов.

Это, конечно, серьезная проблема, которая убирается специальными упражнениями. Эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.

Упражнение 1

Надуваем арбуз

Веселое упражнение, которое очень нравится детям. Необходимо вдохнуть как можно больше воздуха так, чтобы он наполнил низ живота. Животик при этом надувается и становится похожим на арбуз. Выдох должен быть максимально длинным.

Упражнения как научить ребенка читать во 2 классе

Ваш ребенок уже закончил 1 класс, но до сих пор медленно читает? Как по-вашему, почему так происходит? Чего не хватило малышу? Почему он до сих пор вспоминает о том, какая буква смотрит на него со страницы учебника?

Может быть, дело в том, что перед школой ребенок не был заинтересован в учебе.

Может быть вы слишком старались его научить, а его мотивация не проснулась.

Поэтому он ничего особо и не запоминал.

Он просто не понял зачем эму нужно это!

Вы только не переживайте, все поправимо!

Мало делать уроки

Ко всему еще надо ежедневно заниматься с ним, минут 20-30, развивая память и внимание

Вообще, тема школы далеко не шуточная. Порой для ребенка это серьезный стресс.

Как, например, может негативно влиять на него, казалось бы, обычная красная ручка! Об этом я писала в своей предыдущей статье. Вы уже читали ее? Если нет, то обязательно прочтите.

Ведь такие мелочи помогают избегать множество неприятностей с психикой подрастающего поколения.

Но я опять отклонилась от курса! На чем мы остановились? Ах да!

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно. Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Четвертый этап обучения

На очередь простым предложениям приходят распространенные. Ваше чадо уже совершил первый важный шаг в своем развитии: узнавание отдельных слов и понимание их значения. Второй шаг, который происходит на этой ступени, — узнавание слов в предложениях и понимание их в совокупности, как более сложные понятия.

Итак, здесь действует тот же принцип, что и на третьей стадии. Вы постепенно увеличиваете количество слов в предложении. Например, начиная с «Собака лает» и заканчивая «Собака громко лает возле дома».

Постепенно продолжайте все также уменьшать шрифт и увеличивать количество слов. Также к концу четвертого этапа приходит время, чтобы сменить красный цвет фломастера на черный.

Как научить ребенка читать по слогам

Во-первых, у вас под рукой должны быть специальные таблицы.

У нас такой таблицей был электронный плакат.

Очень, я вам скажу толковая вещь!

Благодаря такому плакату дети наглядно будут знать, какая буква с какой дружит.

Обязательно растягивайте звуки (даже пойте), чтобы у малыша легко получилось их связать.

  • Я-а-а-А;
  • Ю-у-у-У;
  • Б-б-б-П;
  • Д-д-д-Т и т.д.

И наоборот:

  • А-а-а-Я;
  • Э-э-э-Е;
  • П-п-п-Б;
  • Т-т-т-Д и т.п.

Далее, сравните соединение разных букв с катанием по горочке. Начните с гласных, так как детям они проще даются.

  • Я-я-м-М;
  • Е-е-м-М…

Затем поднимаемся от согласной:

  • М-м-а-А;
  • М-м-э-Э и др.

Возьмите на вооружение следующее приспособление.

Для создания подобного домика понадобится несколько листов для черчения, скотч и цветной картон.

Разлинуйте листы и в каждой клеточке впишите различные слоги.

Склейте между собой. Лучше заламинируйте.

Легко проводите домиком по строчкам и придумывайте предметы, названия которых начинаются со слога, который выглянул в окошко.

Со временем усложняйте задания, поработайте над ударениями.

Чтобы не запутаться и облегчить процесс, вам всегда поможет азбука, которую нетрудно найти в любом книжном магазине.

Преподавателям очень нравится автор Н.С. Жукова.

У нас тоже есть такой учебник.

Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:

  1. Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
  2. Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
  3. Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
  4. При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
  5. Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).

Слоговая таблица — хорошее подспорье при изучении с ребёнком слогов

Полезные советы для родителей и детей

Научить ребенка читать – задача не из простых

Важно деликатно реагировать на любые неудачи и промахи малыша. Скандалы и упреки здесь совершенно ни к чему, вы можете легко отбить у него желание обучаться

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих советов:

Заниматься следует регулярно. Постарайтесь создать систему: выделяйте определенное время для уроков. Не нужно спонтанно нагружать его. В таком случае малыш просто не усвоит материал.
Учитесь в игровой форме. В возрасте 4-6 лет ребенок еще не может долгое время концентрироваться на монотонной речи. Поэтому изучение букв должно проходить в форме игры. Используйте кубики, играйте с ними. 20-30 минут такого досуга будет достаточно для ощутимого эффекта.
Соблюдайте последовательность. Сразу нужно учить звуки, потом буквы – и только после этого слоги и слова. Дайте ребенку время, чтобы он смог закрепить материал.
Используйте игровые видеоуроки. Они займут ребенка и принесут пользу. Вариант идеально подходит для детей, которым скоро идти в школу.
Не забывайте повторять материал

Ребенку важно уяснить, что он делает все правильно. Поэтому учите песни, отгадывайте загадки, используйте карточки.
Ищите буквы везде

Даже простой поход в магазин вы можете превратить в полноценный урок. Просто просите ребенка показывать вам нужные буквы вокруг.

Важно, чтобы ребенок сам проявил интерес к обучению. Занятия через силу не принесут никакого результата – они наоборот сформируют у него отвращение

Если в данный момент малыш не готов приступать к изучению звуков, вернитесь к этому вопросу через несколько месяцев.

С чего начинать учить ребенка читать

Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде

Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее)

Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.

Как помочь ребенку полюбить процесс обучения

Выяснить причину почему наши дети не испытывают желания учиться – это уже половина успеха. Нельзя нежелание учиться свести к одной какой-то причине, их довольно много. Среди основных, пожалуй, можно выделить несколько.

Нельзя заставлять ребенка делать что-то против его воли. Есть только один способ вовлечь его в учебу – заинтересовать его. Но не переусердствовать. Так уж устроена психика человека, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше родители заставляют ребёнка делать уроки, тем больше он начинает избегать этого.

Есть дети с избыточной энергией

Им тяжело долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание. В связи с этим им трудно делать уроки и слушать не отвлекаясь

Таким детям необходимо дополнительно заниматься какими-то активными занятиями, например, спортом.

Поощряйте увлечения детей. Если вы видите, что ваш сын с большим удовольствием играет в машинки, купите книжки на соответствующие тематики, почитайте их вместе.

Если ребенку не хочется каждый день делать уроки на одном и том же месте, позвольте ему сменить это место. Стол в спальне, стол на кухне, иногда даже кровать или диван могут стать местом для чтения. Ведь главное — не место, где он делает уроки, а результат.

Различные гаджеты могут стать из ваших противников вашими союзниками в учебе ребенка. Привлекая современные технологии вы можете повысить интерес ребёнка к учёбе с помощью различных развивающих приложений на телефоне или компьютере.

Родители должны обязательно для себя уяснить, что ребенок не всегда и не всё будет делать идеально. И с этим нужно сразу смириться. Не нужно сразу же ругать за сделанную ошибку, лучше похвалите за то, что он сделал без ошибок, а потом уже потом попросите его самого найти свою ошибку.

3 основных принципа обучения ребенка чтению

Фонемный принцип обучения чтению или учимся правильно ставить звуки

Поиграйте вместе с ними при помощи карточек.

Например:

«Как птенчик просит покушать у своей мамы?» — «А-а-а!»

«Покажи мне самолетик! Как он гудит?» — «У-у-у!»

Таким образом, маленькие детки начинают осваивать четкое звучание, которое, в дальнейшем, гарантирует правильное произношение слов.

Глобальный принцип обучения чтению

Его еще называют «чтение с пеленок». Детям показывают карточки с целыми словами.

Давайте представим себя на их месте. Набор определенных каракулей, которые что-то обозначают.

Как воспринимать? Это, должно быть, «ЛОЖКА», а здесь зашифрована «НОГА». Разве в первый год жизни мозг способен понимать происходящее?

А что потом? Он так и будет бегло просматривать текст, постоянно упуская суть? Ведь с колыбели для него предоставлялись уже готовые варианты слов — даже думать не приходилось. Нужно просто запоминать комбинации!

Скажите, а какие у вас мысли на этот счет? Озвучьте их, пожалуйста, в своих комментариях. Может быть вы наблюдали за развитием ребенка, которого обучали таким образом?

Итак, продолжим.

Складовой принцип обучения чтению

Очень занимательный процесс, скажу я вам! А главное, дается в игровой форме.

Начиная с 2-х летнего возраста, малыш с удовольствием будет крутить фигуры в своих ручках и строить из них башенки.

Разве вас самих не заинтересует, почему они гремят по-разному?
Деревянные побрякушки символизируют глухие звуки, а металлические — звонкие. Знаки препинания вообще не реагируют на тряску, эти кубики ничем не наполнены.

Проводите занятия вместе с ребенком, будьте ближе к вашему сокровищу!

Признаки готовности

Приверженцы теории раннего развития настаивают, что начинать обучать детей чтению необходимо буквально с первых лет жизни.

Но современные педиатры и неврологи не рекомендуют торопиться – в долгосрочной перспективе раннее чтение может понизить способности к обучению, ухудшить память и повлиять на интерес к познанию и миру в худшую сторону.

Однако родители вправе изучить предлагаемую информацию, оценить все преимущества и недостатки существующих методик и выбрать то, что им подходит.

Оптимальным возрастом начала обучения чтению считается 5-6 лет. К этому моменту дети обычно хорошо говорят, различают звуки, могут составлять развернутые длинные предложения и готовятся идти в школу.

Соответственно, первый признак готовности ребенка – достижение им указанного возраста.

Второй не менее важный признак – развитый фонематический слух. Если проще, то дошкольник может отличить слова, схожие по звучанию (например, дом–том, прут–пруд, лук–люк, лук–луг и т. п.).

Третий признак – малыш знает и умеет показать слова «вверх», «вниз», «право» и «лево». Это поможет вам в чтении книг, вы сможете голосом направлять ребенка в нужную сторону.

Четвертый признак – отсутствие логопедических проблем. В идеале ребенок должен хорошо выговаривать все звуки, особенно такие сложные, как «л» и «р». Если это не получается, самое время обратится к логопеду и получить упражнения для домашних тренировок.

Проблемы в логопедии в будущем отразятся не только на чтении, но и на письме

Этот момент важно вовремя отследить и скорректировать, особенно перед школой

Еще несколько признаков, косвенно указывающих на готовность ребенка учиться читать: ему интересны книги, он хочет их рассматривать и понимать замысел автора не только с помощью иллюстраций, но и в виде текста.

Он любит слушать книги – здесь подходят и аудиоверсии, и чтение литературы родителями. Также малыш должен уметь пересказывать простые истории, которые произошли с ним или с членами семьи, чтобы смочь рассказать о прочитанном.

Учим читать по слогам

Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.

Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.

Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы

Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя

Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.

Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.

Чтение в домашних условиях – оптимально с 5-го года

В каком возрасте можно научить читать по слогам ребенка? Для большинства детей благоприятный период обучения – возраст пяти лет. К этому периоду у дошкольников формируются мышцы глаза, которым не нужна ранняя чрезмерная загрузка.

Некоторые родители пытаются неоправданно опережать события и учить буквы чуть ли не с пеленок. Что ими движет? Зачастую – желание показать превосходство своего малыша над сверстниками или стремление вырастить вундеркинда. Современные психологи советуют обдуманно подходить к применению передовых методик раннего развития. Часто по прошествии нескольких лет «супер-методику» развенчивают, доказывая ее недостатки. Но к тому времени уже вырастает поколение детей, над которыми экспериментировали их родители. Поэтому, прежде чем применить ту или иную методику в развитии (в том числе, в обучении ребенка чтению по слогам), почитайте отзывы специалистов и мнения родителей.

Мы же дадим общие классические рекомендации, проверенные годами. А какой методике отдать предпочтение – выбор за вами.

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТехноСфера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: